На этой неделе в шведских кинотеатрах состоялся показ фильма о
Gyllene Tider.
Йенс Лильестранд смотрит фильм, который ни на что другое не похож.
"Представь, что ты встречаешь девушек на ТВ2", - радостно восклицает мой 15-летний сын на заднем сиденье по дороге в кинотеатр, напоминая о том, как быстро пролетело время. Спустя 45 лет после того, как
Gyllene Tider добились успеха с "
Flickorna på TV2", у молодых людей остались лишь смутные ассоциации о том, что на телевидении есть так называемые каналы, не говоря уже о том, что на этих каналах когда-то были нанятые ведущие, к которым зрители, возможно, проявляли сексуальный интерес. Но запоминающийся припев продолжает жить, звуча летними вечерами в музыкальном автомате и это прекрасно.
В биографическом фильме
Sommartider есть много восхитительно красивого. В нём запечатлено ощущение запустения маленького городка в конце 1970-х, пустынная пляжная полоса, печальный сэндвич-торт на одинокой студенческой вечеринке, смерть отца
Курта Гессле в уголке дома престарелых, очистке канализации которого он посвятил свою жизнь. Вот реванш, когда деревенщины из Харплинге покоряют Швецию на своем гастрольном автобусе. Здесь царит пьянство в толпе и суматоха в народных парках, что приводит к трагедии на Вальпургиеву ночь на представлении в Кристианополе, где погибают три человека.
Прежде всего, они замечательно справились с подбором актеров, где
Вальдемар Вальбек обаятельно сыграл одновременно мягкого, самовлюбленного и расчетливого
Пера Гессле,
Лёфгрен идеально сыграл добродушного парня
Матса МП Перссона, участников группы
Микке Сюда Андерссона и
Андерса Херрлина превосходно сыграли
Феникс Парневик и
Ланселот Хедман Грааф - двух футбольных фанатов, которые быстро поддаются дисциплине, как и энергичный молодой органист
Йоран Фритцон. Я упоминаю их всех, потому что предсказуемые недовольства о непо-детях в противном случае рискуют заслонить тот факт, что это фильм с группой талантливых молодых актеров, которым удается безупречно воплотить в жизнь то, что на бумаге является рискованным проектом.
Но самым захватывающим является персонаж, который, согласно тому, что уже указано в начале фильма, не имеет реального происхождения. Это музыкант "
Тоббе", которого играет
Феликс Сэндман, харизматичный и уверенный в себе проггер, который сыграл в этой истории решающую роль заклятого врага Гессле.
И это великолепно! Пропитанное гашишем презрение Сэндмана к откровениям Гессле придает
Sommartider жесткость, которой в противном случае не хватало бы. Сам Тоббе стоит на баррикадах и рифмует с "lakej" и "förgätmigej", окруженный симпатичными девушками и обожающими его коллегами по группе. Чего же хочет эта "фолк-тусовка" со своими строчками о гребаном
Бадди Холли? Даже когда Гессле возвращается из Стокгольма с пластинкой EMI в руке, Тоббе стоит с горящими от горечи глазами и бормочет лучшую фразу фильма: "Какой ценой?"
Я никогда, прямо скажем, никогда не видел, чтобы в фильме о художественном творчестве злодею приписывались такие ценности, как прогрессивность, честность и общественная мораль, в то время как герой должен олицетворять коммерциализацию, быстрый успех и строчки текста, настолько банальные, что полвека спустя они остаются у подростков в ДНК.
Возможно, понадобился фильм о
Пере Гессле и
Gyllene Tider, чтобы такая история вообще стала возможной. Это делает "Sommartider" историческим документом об эпохе, когда Швеция отвернулась от панка и прогга и безвозвратно вступила в новые богатые гедонистические 1980-е, которые почему-то никогда не хотят заканчиваться. 15-летний подросток в эйфории танцует в зале, подпевая песням 65-летнего мужчины и его друзей. И я могу только танцевать. Kom så ska vi leva.